АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО. МЕЖДУ РОЖДЕНИЕМ И СМЕРТЬЮ

 

 



Беспредметная композиция . 1919



Чемпионы. 1919


 



Рекламный плакат Акционерного общества "Добролет". 1923



Рекламный плакат для ГУМа. 1923





Иллюстрация к поэме Маяковского "ПРО ЭТО". 1923



Рекламный плакат "ЛенГИз". 1923




Лестница. 1930 (ГМИИ им. Пушкина)




"Наездница", см. техникаю. 1935




"Цирк", гуашь. 1938

 

23 ноября (по старому стилю) 1891 года родился в Санкт-Петербурге. Отец - Михаил Михайлович Родченко (1852-1907), театральный бутафор. Мать - Ольга Евдокимовна Родченко (1865—1933), прачка.
В 1911-1914 учился в Казанской художественной школе, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой.
С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве.
с 1916 года Родченко начал выставляться как живописец .
В 1917-1918 участвовал в оформлении кафе «Питтореск», работал над серией живописных и графических работ «Движение проектированных и окрашенных плоскостей».
В 1917 стал одним из организаторов Профсоюза художников-живописцев, был секретарем Левой федерации.
С 1918 по 1922 работал в отделе ИЗО Наркомпроса как заведующий Музейным Бюро и как член художественной коллегии.
В 1918-1919 годах работал над композициями из серии «Концентрация цвета и форм», в 1919 написал серию работ «Черное на черном» и выставил их на «X Государственной выставке. Беспредметное творчество и супрематизм» (1919, Москва).
В 1919-1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы и обнародовал «Линиизм» на «XIX Государственной выставке» (1920, Москва). Родченко относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный опыт.
В 1921 на выставке «5x5=25» (Москва) показал триптих из трех монохромных цветов «Гладкий цвет», которыми подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству».
Одновременно с живописью и графикой занимался пространственными конструкциями. Первый цикл — «складывающиеся и разбирающиеся» из плоских картонных элементов, соединявшихся на врезках (1918). Второй цикл — «плоскости, отражающие свет», свободно висящие вырезанные из фанеры мобили концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник) (1920—21). Третий цикл - «по принципу одинаковых форм»—пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу (1920-21).
В 1920-1924 Родченко был членом ИНХУКа, принимал участие в работе Группы объективного анализа, в дискуссии «О конструкции и композиции». Вошел в состав Группы конструктивистов ИНХУКа.
В 1920 Родченко стал профессором живописного факультета, а с 1922 по 1930 год - был профессором металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Учил студентов проектировать многофункциональные предметы для повседневной жизни и общественных зданий, добиваясь выразительности формы не за счет украшений, а за счет выявления их конструкции, остроумных изобретений трансформирующихся структур.
В 1922 году разработал серию проектов: чайный сервиз, производственный костюм, динамические титры для кинохроники Дзиги Вертова.
С 1922 по 1923 работал в полиграфии (обложки журналов и первых изданий книг В.Маяковского и Н.Асеева), рекламе (совместно с В.В. Маяковским по заказу Моссельпрома, Гсюиздата, Резинотреста, Добролетаидругих организаций), сотрудничал с журналом «ЛЕФ», оформлял обложки и рекламные проспекты журнала.
С 1924 года занимался фотографией. Известен психологическими портретами близких («Портрет матери», 1924), друзей и знакомых из ЛЕФа (портреты Маяковского, Л. и 0. Бриков, Асеева, Третьякова), художников и архитекторов (Веснин, Ган, Попова).
В 1925 году был командирован в Париж для оформления советского раздела Международной выставки Декоративного искусства и художественной промышленности, осуществлял в натуре интерьер «Рабочего клуба», за который получил серебряную медаль.
В 1926 году опубликовал первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) в журнале «Советское кино».
С 1927 года стал членом редколлегии журнала «Новый ЛЕФ», где публиковал свои экспериментальные снимки и статьи о фотографии: «К фото в этом номере», «Пути современной фотографии», «Крупная безграмотность или мелкая гадость». Участвовал в выставке «Советская фотография за 10 лет» (1928, Москва).
В конце 1920-х - начале 30-х годов был фотокорреспондентом в газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель» Родченко был художником фильмов «Москва в Октябре» (1927), «Журналистка»( 1927-28), «Кукла с миллионами» и «Альбидум» 1928.
В 1929 году оформил спектакли «Инга» (театр Революции) и «Клоп» (постановка театра Мейерхольда по пьесе Маяковского).
В 1930 году в объединении "Октябрь"создал фотогруппу, на основе которой
в 1931 году сложилась самостоятельная группа «левых» фоторепортеров «Октябрь».
В 1931 на выставке группы «Октябрь» в Москве в Доме печати выставил ряд дискуссионных снимков — снятые с нижней точки «Пионерка» и «Пионер-трубач»,(1930); серия динамичных кадров «Лесопильный завод Вахтан»(1931), — послуживших мишенью для разгромной критики и обвинения его в формализме и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии.
В 1931 году оформил обозрение «Шестая часть мира» во 2-м Госцирке,
в 1932 году — спектакль «Армия мира» в театре Завадского.
В 1932 вышел из «Октября» и стал фотокорреспондентом по Москве издательства Изогиз. Вступил в графическую секцию МОСХа.
В 1933 выезжал в Карелию для съемки строительства Беломорско-Балтийского канала, оформил специальный номер журнала «СССР на стройке», посвященный каналу.
С 1934 года работал как художник-оформитель издательства Изогиз: журналы «СССР на стройке», фотоальбомы «10 лет Узбекистана», «Первая конная», «Красная армия», «Советская авиация» и другие (совместно с супругой В. Степановой).
В 1935 году вернулся к занятиям живописью: серия картин и рисунков на темы цирка. Продолжал занятия живописью в 30-е и 40-е годы. Начал снимать спорт.
В 1935-1938 был членом жюри и художником-оформителем фотовыставок, членом редколлегии журнала «Советское фото», входил в состав Президиума фотосекции Профсоюза кинофотоработников. Снимал спортивные парады на Красной площади.
В 1940 году вместе со Степановой сделал оформление юбилейного номера «СССР на стройке», посвященного Маяковскому. Начал снимать цирк.
В 1941-1942 вместе с семьей был в эвакуации в городе Очер Пермской (Молотовской) области. Вернулся в Москву в конце 1942 года.
В 1943-1945 работал Главным художником Дома техники, оформлял (вместе со Степановой) выставки Совинформбюро и альбом «От Москвы до Сталинграда». Написал серию живописных работ «Обтекаемый орнамент» (1943-1948).
В 1945-1955 - оформление альбомов «25 лет Казахской ССР», «5 лет трудовых резервов», «Музей Ленина», «300 лет воссоединения Украины с России» и «Белинский», серия монографических плакатов для Госкультпросветиздата «Маяковский», «Леонардо да Винчи», «Виктор Гюго», «Эмиль Золя», «Некрасов», «Белинский» (последние работы совместно со Степановой и дочерью -В. А. Родченко).
В 1949 году разрабатывал костюмы и декорации к спектаклю «Спящая красавица» в Большом театре.
В 1951 году при перерегистрации членов не был утвержден членом МОСХа. Восстановлен в 1954 году

Скончался 3 декабря 1956 в Москве от инсульта, похоронен на Донском кладбище.

 

 

 

 

 

Напоминаем, что все авторские и смежные права на размещаемые на сайте изображения и тексты принадлежат авторам работ или группе художников M'APT и охраняются в соответствии с международными договоренностями и действующим законодательством Российской Федерации . © 2006

 

Design by Andrew Pavlovsky, M'ARTGroup © Дизайн-Андрей Павловский ©2005-2008