ДИЗАЙН РЕКЛАМЫ - ФАСАД ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

 
Итак, если внимательно отнестись к употреблению терминов то под определение "ДИЗАЙН" подпадает все, практически, все изобразительное искусство (включая самое чистое-чистое, существование которого по нашему мнению, возможно только в процессе создания). Ибо все изделия (не хочется все подряд называть поизведеничми) изобразительного искусства после завершения стадии создания переходят в стадию нормального существования и здесь с ними , неизбежно, приходится что-то делать : экспонировать, ставить в угол спальни или , попросту, вешать на стенку... И тут все они начинают выполнять утилитарную функцию, - работать, участвовать в формировании образа Вашей спальни или, даже, Вашего чердака. Они формируют среду Вашего обитания. Просто - СРЕДУ и, таким образом, вступают в зону, называемую "ДИЗАЙН СРЕДЫ". Даже заветная фотография , лежащая в альбоме, участвует в этом процессе сначала всем альбомом, а затем и собственным "ОБРАЗОМ". Само сабой, к дизайну относится и Архитектура, формируя не просто, какую-то там, среду, но поверхность планеты....

Вот видите: кругом ДИЗАЙН. Но мы в одноименном отделе нашей ВИРТУАЛЬНОЙ ГАЛЕРЕИ ограничимся лишь тем, чем занимаемся сами - дизайном объектов рекламно-представительской полиграфии. Но именно ДИЗАЙН ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ является одной из основных состовляющих ДИЗАЙНА РЕКЛАМЫ, в целом. Можно не иметь телевизора, но выйдя на улицу Вы сразу упираетесь глазами в РЕКЛАМНЫЙ ЩИТ(BILLBOARD); журналы наполовину состоят из произведений этой отрасли дизайна; Ваш почтовый ящик захлебывается продукцией рекламной направленности; посещение любой выставки или прото магазина грозит ВАм встречей с навязчивой полиграфической рекламой..... По большей части , все это многообразие просится в мусорный бак.
Понимая значение ДИЗАЙНА ПОЛИГРАФИИ и ДИЗАЙНА РЕКЛАМЫ в нашей жизни, группа художников M'APT и открыла проект "MARTOMANIA"., где пытается на наглядных примерах показать взаимосвязь т.н. НАСТОЯЩЕГО ИСКУССТВА и той ерунды, которой засоряют Ваши почтовые ящики.. ДИЗАЙН РЕКЛАМЫ может и должен (ОБЯЗАН, в силу своего положения, одной из ниболеее приближенных к зрителю (потребителю) ветвей изобразительного искусства)базироваться на общих для всей изобразительной культуры эстетической основе и "исповедовать", если угодно, те же нравственные и эстетические идеалы. Это возможно, и этого необходимо добиваться..

По ограничености возможностей NET-сайтов, мы будем, по-немногу, демонстрировать наши работы разных лет в трех подразделах: "ПЛАКАТЫ И АФИШИ", BILLBOARDS (уличные рекламные щиты) и "БРОШЮРЫ И АЛЬБОМЫ". вещи не вписывающиеся точно в рамки этих определений мы будем демонстрировать в наиболее близком по смыслу подразделе или, вообще, либо в разделе "ДРУГОЕ", либо на совсем иных страницах нашего сайта. Собираемся показывать и работы наших друзей. Смена экспозиций будет происходить нерегулярно, мы - не ИНТЕРНЕТ-ОРГАНИЗАЦИЯ и , в основном, занимаемся своей пряимой деятельностью. Добро пожаловать в раздел "ДИЗАЙН"!



персона:

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ РОДЧЕНКО




Русский график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Член объединения Левого фронта искусства (ЛЕФ), представитель конструктивизма и производственного искусства, оформитель книги, один из зачинателей рекламы в СССР, фотомонтажа. Один из основоположников конструктивизма, один из родоначальников нового вида искусства - ДИЗАЙНА. Именно поэтому мы и помещаем его фотогрвфии в разделе "ДИЗАЙН. Надеямся добавить к фотографиям и работы в иных, подвластных ему, и так тесно переплетенных жанрах. Вот, пожалуй, поместим тут, для начала, как декоративный элемент, гарнитуру шрифта, носящего его имя.

 



Портрет Лили Брик. 1924




Владимир Маяковский. 1924




Портрет матери. 1924




Портрет Осипа Брик. 1924




Лестница. 1930 (ГМИИ им. Пушкина)




Пионер-трубач. 1930




Прыжок. 1934




Двое. 1934




Беломоро-Балтийский канал. 1933
 

мы перепечатываем здесь компилятивный справочный материал А.С. Шатских о выдающемся мастере русского авангарда Александре михайловиче Родченко с сайта http://sredaboom.ru/ и дополняем эту справку некоторыми из работ фотографического наследия мастера.


Живописец и график
Родченко учился в Казанской художественной школе (1911-1914) у Н. И. Фешина, затем поступил в Строгановское училище в Москве. К этому времени относилось его сближение с деятелями русского авангарда, такими, как В. Е. Татлин, К. С. Малевич, Л. С. Попова и другими. С 1916 началась совместная жизнь Родченко и художницы В. Ф. Степановой, его верной соратницы до конца дней. В 1916 художник был призван в армию, работал в санитарном поезде. Начиная с выставки "Магазин", организованной в 1916 Татлиным, экспонировал свои работы на многих выставках. В 1917 один из организаторов профессионального союза художников-живописцев, где был избран секретарем "молодой федерации". Вместе с Г. Б. Якуловым, Татлиным и другими работал над оформлением кафе "Питтореск" в Москве (1917). С 1918 по 1921 служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро, был членом художественной коллегии.
В конце 1919 вступил в общество "Живскульптарх" (Комиссия по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 был одним из организаторов Рабиса. В 1920-30 преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина (в 1928 факультеты были объединены в один - Дерметфак). С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя. В 1930 был одним из организаторов фотогруппы "Октябрь".
Живопись и графика главенствовали у Родченко на первом этапе его художественной биографии; к 1913 относятся ранние работы символико-стилизаторского толка, к 1915 - графические произведения, выполненные при помощи циркуля, линейки и трафарета. Беспредметные картины Родченко родились под влиянием супрематических идей Малевича, но очень скоро он осознал свою индивидуальность, указавшую ему путь, диаметрально противоположный метафизической абстрагированности супрематизма.

Период конструктивизма
В 1918-21 художником были сделаны серии объемных конструкций, основанные на принципе использования стандартных элементов; на второй выставке Обмоху (Общества молодых художников, 1921) была представлена серия из свободно висящих пространственных конструкций, состоящих из врезанных друг в друга плоскостей различной конфигурации (это были сборно-разборные вещи, легко поддающиеся демонтажу и складированию). В первые послереволюционные годы были осуществлены также серии картин и рисунков, развивавших аналитические идеи Родченко о взаимоотношениях цвета, линии и конструкции (циклы "Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей", "Концентрация цвета и форм", "Линии", "Линизм", цикл рисунков "Композиция и конструкция"). Выставленные в 1921 на групповой выставке "5 х 5" картины Родченко из серии "Гладкие доски" - "Чистый красный цвет", "Чистый желтый цвет" и "Чистый синий цвет" - ознаменовали конец для художника станковой живописи и начало конструктивизма. Конечной целью графических и живописных экспериментов Родченко был переход к конструированию реальных вещей: создание новых предметов превратилось для него в самую существенную художественную задачу. Родченко и Степанова были среди родоначальников конструктивизма, откристаллизовавшегося в самостоятельное направление в русском авангарде. Еще в 1919 Родченко представил на конкурс три варианта киоска, где стремился выявить художественные возможности новой функционально-конструктивной основы сооружения (в частности, он одним из первых увидел в оголенном каркасе новаторскую архитектурную форму); затем был черед проектов Дома Советов (1920), общественного здания принципиально нового типа.

Производственное и агитационное искусство
С начала 1920-х гг. внимание мастера переключилось на проблемы производственного и агитационного искусства. Родченко приступил к работе в полиграфии; вместе со Степановой он сформировал новый стиль, став классиком конструктивистского оформления книг, журналов, печатной продукции. Им были созданы образцы типографских шрифтов и иллюстрации для ряда издательств, а также для журналов "Кино-фот", "Огонек", Смена", "Книга и Революция", "Пионер", "Современная архитектура" и др.; с 1923 был оформителем журнала "ЛЕФ", в 1927-28 - "Нового ЛЕФ'а"; в 1933-41 работал совместно со Степановой над оформлением журнала "СССР на стройке".
Фотомонтаж стал одним из важнейших художественных средств периода полиграфического конструктивизма Родченко - шедевром мастера может быть признано издание поэмы Маяковского "Про это" (1923), оформленное фотомонтажами. Тогда же началось сотрудничество художника и поэта в области советской рекламы (плакаты, вывески, упаковка, значки, марки и т. д.). Стиль конструктивистского оформления Родченко наложил отпечаток на всю предметно-бытовую среду 1920-х гг.
Вскоре доминирующее место в его творчестве заняла фотография; начало этому было положено в 1924 исполнением ряда портретов (В. В. Маяковского, Н. Н. Асеева, А. М. Довженко, портрета матери и др.). Мастер портрета, репортажной съемки, жанровых снимков, художник отличался новаторским использованием контрастной светотени, а композиционное построение кадров вызвало появление терминов "перспектива Родченко" и "ложная перспектива Родченко".
В 1925 Родченко участвовал в Международной выставке декоративного искусства и художественной индустрии в Париже по четырем разделам и по каждому из них получил серебряную медаль: искусство книги, искусство улицы, театр и ансамбль мебели (проект оборудования Рабочего клуба).
Первый опыт сценографии относится к 1920, когда художник спроектировал оформление пьесы А. М. Гана "Мы" (постановка не осуществлена); в 1928-32 исполнил эскизы театральных декораций и костюмов для московских театров, в том числе для постановки пьесы Маяковского "Клоп" в театре им. Вс. Мейерхольда (1929).

Возвращение к живописи, фотографии
В 1930-е гг., после декретирования социалистического реализма в качестве единственного стиля и метода, творчество Родченко все чаще и чаще подвергалось шельмованию (травля закончилась исключением мастера из членов Союза советских художников в 1951; восстановлен в 1954). В середине 1930-х гг. возвратился к живописи, написав серию картин на тему цирка и циркачей, со второй половины 1930-х гг. и на протяжении 1940-х гг. создавал декоративно-беспредметные работы. С 1934 оформлял совместно со Степановой репрезентативные альбомы и фотоальбомы, выпускаемые по случаю юбилеев и торжественных мероприятий ("10 лет Узбекистана", 1934; "Первая Конная", 1935-37; "Красная Армия", 1938; "Советская авиация", 1939, и др.).
Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован вместе с семьей в городе Очер, затем в Пермь; возвратился в Москву в 1942, работал над проектом художественного оформления выставок. В 1943-45 был главным художником московского Дома техники. В конце 1940-х гг. проектировал серию монографических плакатов о В. В. Маяковском, в 1955-56 создал эскизы оформления поэмы Маяковского "Хорошо!" совместно со Степановой.


Публикуя здесь лишь фотографические работы этого выдающегося художника, мы обязательно разместим в сроответствующих разделах его графические, живописные и дизайнерские работы. Просто, имея дело с таким "человеком Возрождения" , невольно встаешь перед проблемой, где поместить биографическую справку. Мы решили сделать это здесь. А, кроме того, мы считаем Александра Михайловича Родченко, прежде всего,- ДИЗАЙНЕРОМ.

Группа М'АРТ

Некоторые другие работы АЛЕКСАНДРА МИХАИЛОВИЧА РОДЧЕНКО, а также, краткое изложение его жизненного пути в датах.

 


Напоминаем, что все авторские и смежные права на размещаемые на сайте изображения и тексты принадлежат авторам работ или группе художников M'APT и охраняются в соответствии с международными договоренностями и действующим законодательством Российской Федерации . © 2006

 

Design by Andrew Pavlovsky, M'ARTGroup © Дизайн-Андрей Павловский ©2005-2008